ВСЕ СТАТЬИ |
НА ГЛАВНУЮ |
Почти тысячу лет тому назад предки наши, русские безыменные мастера, создали прекрасное, мудрое и глубокое искусство.
До нас дошла только незначительная часть творений древнерусских мастеров, но и она позволяет судить о большом художественном мастерстве древней Руси. Огромное значение имеют древние памятники искусства и для изучения истории нашей страны.
А вот икона «Спас», написанная Андреем Рублевым в XIV веке, изображает Христа мягким, доброжелательным, кротким. Если перелистать страницы истории этого времени, то увидишь, что было затишье, татарская орда ослабела и перестала наносить Руси сильные удары. Отсюда и идет благостный и созерцательно-спокойный лик Христа. Если посмотреть на икону «Иоанн Богослов в молчании», то вспомнишь и время, в которое был создан этот образ: тяжелые времена царствования Ивана Грозного, времена доносов, казней, вражды между царем и боярством, времена опричнины. И вот Иоанн Богослов - проповедник, обладающий даром впечатляющего и убеждающего слова, прикладывает палец к губам и молчит. Глаза его тревожны, и во всем облике удрученность и печаль.
Испокон веков в Новгороде Великом и неподалеку от него стояли разбросанные по берегам р. Волхова и его притоков древнерусские храмы, не знавшие равных себе по чистоте, строгости и удивительной гармонии с северной русской природой.
В Великую Отечественную войну, когда наши солдаты спасали Дрезденскую галерею, переправляя ее в безопасное от бомбежек место, немецко-фашистские летчики систематически бросали бомбы в маленькие белые церковки под Новгородом, оставляя вместо них груды развалин. Таково было предписание Гитлера: «Памятники искусства на восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению». В числе других церквей была уничтожена и Нередица.
В музеях хранятся замечательные древнерусские иконы и мозаики. Они привлекаю внимание всего мира как глубоко национальное, прекрасное и человечное творчество русского народа, которым каждый из нас вправе гордиться. Н.П. Кончаловская; гл. ред. М.В.Толстиков |
В начале XVIII века Россия вступила в новый этап своего развития и, преодолевая экономическую и культурную отсталость, становилась одной из могущественных стран Европы.
Петр I заботился о развитии просвещения в России. При нем была создана Академия наук, утвержден проект Академии художеств, много молодых даровитых людей за счет «государственной пенсии» отправлялись за границу для освоения новейших достижений науки и художественной культуры.
В начале XVIII века большое значение получила гравюра. Граверы иллюстрировали технические руководства, выполняли карты и виды городов, воспроизводили сцены сражений, триумфальных шествий и празднеств, создавали портреты государственных деятелей.
В середине XVIII века большой размах приобретает дворцовое строительство, тесно связанное с именем замечательного зодчего В.В. Растрелли (1700-1771), автора проектов Смольного монастыря, Петергофского, Зимнего дворцов.
С блестящим развитием портретной живописи во второй половине 18 века связано имя выдающегося художника Д.Г. Левицкого (1735-1822), круг образов которого весьма разнообразен. Убедительно и ярко обрисованы им и самодур Демидов - вельможа-заводчик, и светская красавица Урсула Мнишек, и грубоватая помещица Бакунина, и озаренная улыбкой счастья юная Дьякова.
Подобно Левицкому, крупнейший скульптор Ф.И. Шубин (1740-1805) создал незабываемую портретную галерею своих современников.
Выдающимся скульптором был и воспитанник Академии художеств М.И. Козловский (1753-1802) - автор памятника русскому полководцу А.В. Суворову (на Марсовом поле в Петербурге). Суворов представлен в образе бесстрашного героя, одушевленного благородным порывом защитить родину.
Учрежденная в 1757 году Академия художеств руководила всей художественной жизнью страны, подготавливала художников, способных изображать «историю своего отечества и великих в оном людей».
Последним из плеяды замечательных портретистов 18 века был В.Л. Боровиковский (1757-1825). Лучшие его работы ранней поры - Портреты Нарышкиной, Арсеньевой, Гагариных, Лопухиной.
Развитию пейзажа в живописи в XVIII веке содействовали как ранее производившиеся архитектурные и топографические съемки городов, дворцов, парков, так и открытие в академии специального пейзажного класса.
Велики достижения русского классицизма и в архитектуре. В созданиях знаменитого русского архитектора В.И. Баженова (1737-1799) сочетается творческая переработка традиций древнерусского зодчества с использованием лучших образцов мировой архитектуры. Это сказалось и в его неосуществленном проекте грандиозной перестройки Московского Кремля, и особенно в создании в Царицыне под Москвой обширного дворцового ансамбля. К 1784 году Баженовым был создан шедевр русской архитектуры - дом Пашкова, ныне одно из зданий Государственной библиотеки им. В.И. Ленина.
Большое строительство Москвы выдвинуло во второй половине XVIII века много архитекторов. Из них крупнейшим был помощник Баженова М.Ф. Казаков (1738-1812/1813).
Талантливейшие живописцы, ваятели и зодчие России XVIII века внесли большой вклад в сокровищницу мирового искусства и подготовили могучий взлет русской художественной культуры XIX столетия. З.Т. Зонова; гл. ред. М.В.Толстиков |
В НАЧАЛО |
НА ГЛАВНУЮ |
Copyright © 2007