ВСЕ СТАТЬИ


НА ГЛАВНУЮ


портрет М.Н. Ермоловой художник В.А. Серов
М.Н. ЕРМОЛОВА художник В.А. СЕРОВ


ЕРМОЛОВА

М.Н. ЕРМОЛОВА (1853—1928)

   В крохотной будке на сцене Московского Малого театра с тетрадкой в руках сидит суфлер. Он внимательно следит за действием и в нужный момент приходит «на помощь» актеру, забывшему текст пьесы. На коленях у него примостилась трехлетняя девочка. Она с замиранием сердца смотрит на сцену. Это будущая великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова.

   Ермолова выросла в актерской семье. Отец ее - Николай, суфлер Малого театра, часто брал дочь с собой на спектакли. Стать актрисой - только об этом и думала девочка. В девять лет Ермолову определили в Московское театральное училище в балетный класс. Но она по-прежнему мечтала о трагических ролях. Случай помог осуществлению заветной мечты. В январе 1870 года вместо внезапно заболевшей актрисы главную роль в драме Лессинга «Эмилия Галотти» исполнила не достигшая еще семнадцати лет воспитанница балетного класса Ермолова. Впоследствии актриса часто вспоминала этот знаменательный день. Дожидаясь за кулисами своего выхода, она дрожала от волнения и тихо плакала; со стороны доносились какие-то слова, но она ничего не могла разобрать. Ей казалось, что она забыла роль и не сможет произнести ни слова. Вдруг кто-то подтолкнул ее, и юная дебютантка оказалась на сцене. Эмилия Галотти вбегала в свой дом, спасаясь от преследования. Неподдельное волнение молодой актрисы, впервые вступившей на сцену, помогло ей глубоко и естественно передать состояние героини. Зрителей поразил и низкий, грудной голос дебютантки. Этот успех актрисы определил ее судьбу: она была принята в труппу Малого театра.

   Творчество Ермоловой составляет целую эпоху в истории отечественного сценического искусства. Начав свой творческий путь в 70-е годы XIX века в старой России, она завершила его на советской сцене. Ермолова - первая из русских актеров была удостоена высокого звания Народной артистки республики.

   За пятьдесят лет работы в Малом театре она создала более трехсот сценических образов, и все они объединены одной темой. Выступая в пьесах Островского, Шиллера, Шекспира, Гюго, актриса рисовала образ женщины-героини, благородной, мужественной, честной. Особенно глубоко раскрывала она эту «ермоловскую тему» в произведениях Островского. В 1873 году Ермолова выступила в роли Катерины в «Грозе», вложив в свое исполнение гневный протест против «темного царства», против гнета и насилия. В ролях Негиной («Таланты и поклонники»), Кручининой («Без вины виноватые») Ермолова создала образы глубокой нравственной чистоты, мужества и самоотверженности, вдохновенно рассказала зрителю о судьбе русской актрисы.

   Выступления Ермоловой в произведениях классиков русской и зарубежной драматургии часто становились крупными событиями общественной жизни. Громадным успехом пользовалась ермоловская Лауренсия в песе великого испанского драматурга Лопе де Вега «Овечий источник». В знаменитой сцене третьего акта Лауренсия-Ермолова бледная, с распущенными волосами прибегает на площадь и взволнованной речью зовет народ к восстанию:

Или не говорят вам о тиранстве
Вот эти волосы мои? Они
Растрепаны, оборваны и сбиты!
Или не говорят вам ничего
Вот эти от побоев тяжких пятна
И эта кровь, текущая по мне?

   Слова эти в устах Ермоловой звучали с таким революционным пафосом, что администрация театра после нескольких представлений, боясь волнений, сняла спектакль с репертуара.

   Подлинным триумфом актрисы было выступление ее в роли Жанны д’Арк в трагедии Шиллера «Орлеансая дева». В исполнении Ермоловой исторический образ юной Жанны, жертвующей жизнью во имя родины, буквально оживал перед восхищенными зрителями. Игра Ермоловой в этой роли - образец искусства героической трагедии, непревзойденный в мировом театре. В ней сочетались горячий патриотизм, искренность и простота.

   Мировоззрение Ермоловой формировалось под влиянием передовых революционных идей Белинского, Герцена, Добролюбова, Писарева, Некрасова. Романтический пафос творчества Ермоловой, сложившийся в годы нарастания освободительного движения, был близок демократическому зрителю, революционному студенчеству.

   В конце XIX - начале XX в. Ермолова возглавляла замечательную плеяду мастеров Малого театра. Вместе с Г.Н. Федотовой, А.П. Ленским, А.И. Сумбатовым-Южиным она утвердила мировую славу «второго университета», как тогда называли Малый театр за его громадную воспитательную роль.

   В годы, предшествовавшие первой русской революции 1905-1907 гг., Ермолова сближается с М. Горьким, руководителями Московского Художественного театра К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко
   Великая Октябрьская социалистическая революция широко открыла двери театра новому зрителю - рабочим и крестьянам.

   Ермоловой в то время было шестьдесят четыре года. Несмотря на преклонный возраст и подорванное здоровье, она много и охотно выступала не только на сцене Малого театра, но и в районных театрах на рабочих окраинах Москвы.

   2 мая 1920 года в Малом театре состоялось торжественное чествование М.Н. Ермоловой, посвященное пятидесятилетию ее работы на сцене. Тяжело больная актриса выступила в третьем акте драмы Шиллера «Мария Стюарт» в главной роли. В день пятидесятилетнего юбилея Ермоловой К.С. Станиславский писал ей: «Неотразимо ваше облагораживающее влияние, оно воспитало поколения... Вы возглавляете нашу русскую артистическую семью. В минуту сомнения в своем искусстве и его возможностях мы мысленно обращаемся к вам и снова верим в духовную мощь артистического творчества».

   Принимая высокое звание Народной артистки республики, Ермолова сказала: «Я глубоко горжусь честью, которая мне оказана этим подношением, и глубоко тронута тем именем, которым вы меня называете. Всю свою душу Малый театр отдавал народу и всегда стремились к нему он и я. И до конца дней мы всегда принадлежим народу».
   На юбилее Ермоловой присутствовал Владимир Ильич Ленин.

   Значение Ермоловой для театра нельзя переоценить. Она продолжила передовые реалистические традиции М.С. Щепкина и П.С. Мочалова. Своим творчеством Ермолова утверждала славу русской национальной школы театрального искусства как самой передовой в мире.

А.Я. Альтшуллер; гл. ред. М.В.Толстиков


В НАЧАЛО


НА ГЛАВНУЮ





Развлечение, досуг, отдых  казино, игорные дома, бары, рестораны, музей, кинотеатры, музеи, дискотеки, бани, сауны, отели, гостинницы, ночные клубы, театры Екатеринбурга Casino, bar, museum, amusement, rest home, leisure, restaurant, cinema, movies, pictures, night-club, bath house, sauna, hotel, theatre in Russia and Ekaterinburg



Развлечение, досуг, отдых  казино, игорные дома, бары, рестораны, музей, кинотеатры, музеи, дискотеки, бани, сауны, отели, гостинницы, ночные клубы, театры Екатеринбурга Casino, bar, museum, amusement, rest home, leisure, restaurant, cinema, movies, pictures, night-club, bath house, sauna, hotel, theatre in Russia and Ekaterinburg казино екатеринбург, cazino, kazino, игорный дом, игорные дома, отдых, досуг, развлечение, Russian casino, Марина, крупье театр, филармония, Мольер, комедия, трагедия, водевиль,театральные жанры, классицизм, актер, Шекспир, опера, балет, theatre, Екатеринбург Музей, галерея, выставка, областной ,государственные музеи, искусство, история, писатель, муниципальный, Свердловск, салон, Екатеринбург, museum, show, gallery, exhibition, Russian, Ekaterinburg, muzeum кинотеатр, Екатеринбург, кино, киноискусство, кинооператор, кинофильм, кинорежиссер, актер, композитор, история, Чаплин, актер, cinema, movies, pictures, Гриффитс, художник ночной, эротический, клубы, дискотека, развлекательный, центр, Екатеринбург, Свердловская, Россия, night, club, Ekaterinburg, Russia, эротика, Маргарита, Малышева

ВСЕ СТАТЬИ:



ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЮБОГО ФРАГМЕНТА, ССЫЛКА НА
ПЕРВОИСТОЧНИК, ТО ЕСТЬ НА "http://www.ur911.narod.ru/" ОБЯЗАТЕЛЬНА.

«МИР ТЕСЕН» ГОСПОДА

Copyright © 2007

Используются технологии uCoz