Что такое графика? Графика это изображение, полученное на бумаге или картоне при помощи карандаша, акварельной кисточки или печатной машины. Рисунок, акварель, иллюстрация к книжке, гравюра, висящая на стене, - все это графика.
Художники сравнительно редко пользуются цветными карандашами. Чаще они рисуют углем, тушью, простым карандашом, разноцветными мелками, которые называются пастелью. Черно-белый или подкрашенный рисунок обладает большой прелестью, и рисунки известных мастеров часто ценятся не менее их картин, написанных маслом.
Гравюра - гораздо более сложный вид графики, чем рисунок. Существует множество различных разновидностей гравюры. Основные - это гравюра на дереве и линолеуме, офорт, литография. Гравирование по дереву - очень сложная и кропотливая работа, требующая большой усидчивости и внимания.
Прежде чем приступить к гравированию, аккуратно отпиленную, отполированную и хорошо просушенную дощечку покрывают тонким слоем белой краски. Затем по высохшей краске простым карандашом наносят рисунок. Без этого рисовать по темной дощечке трудно, а резать без рисунка - еще труднее. Вырезают рисунок на досках специальными инструментами, которые называются штихелями.
Затем мастер берет в руки штихель и начинает гравировать. Он оставляет линии рисунка нетронутыми и удаляет штихелем те места, которые на бумаге должны получиться пустыми. Когда все свободные от штрихов и линий места «выбраны» и остались только штрихи в виде тонких перегородок, - доска готова для печати. Гравюру печатают при помощи печатной машины, напоминающей гигантские щипцы для раскалывания орехов.
Для печати гравюры пользуются такой же типографской краской, какой печатаются книги, журналы, газеты.
Краску «накатывают» на гравированную деревянную дощечку каучуковым валиком. Поведут этим валиком по каменной плите с краской, потом по дощечке - и так несколько раз.
Бумагу для печатания гравюр специально мочат, так как сухая бумага прилипает к дощечке с краской. Сырую, или, как говорят, «воглую», бумагу кладут на гладкую чугунную плиту печатного станка. Сверху на нее опрокидывают дощечку вырезанной стороной, промазанной краской. Нажимают рычаг, и сверху спускается другая чугунная плита и сильно придавливает дощечку к бумаге. На бумаге получается оттиск. Таким образом с одной деревянной доски можно напечатать очень много оттисков. Правда, изображение получается зеркальное. Но для рисунка это не имеет значения.
Гравюра на линолеуме делается точно так же, но вместо дерева употребляют линолеум.
Есть еще один способ гравирования - офорт, - гравюра на цинке. Цинк, однако, не режут штихелем. Офортисты используют свойство цинка бурно реагировать с кислотами. Если положить кусочек цинка в банку с соляной кислотой, то через некоторое время от него ничего не останется: цинк растворится в кислоте.
Для офорта берут гладкую цинковую доску и покрывают ее слоем непроницаемого для кислоты лака. По этому лаку специальной, офортной иглой процарапывают рисунок так, чтобы в тех местах, где прошла игла, с цинка сошел лак. Теперь остается только на минуту положить цинковую доску в ванночку с соляной кислотой. Попадая на цинк в тех местах, где лак процарапан, кислота проедает в доске желобки в соответствии с нанесенным иглой рисунком. После этого лак смывают с доски спиртом. Офорт готов. Печатается офорт примерно так же, как и гравюра на дереве. С той только разницей, что там на бумаге отпечатывалась краска, приставшая к выпуклостям доски, а здесь, наоборот, краска, застрявшая в желобках. Этот способ гравюры называется глубокой печатью.
Офортом занимались многие известные художники. Замечательным офортистом был великий голландский живописец и график Рембрандт.
Литография во многом отличается от собственно гравюры, и от офорта, а материалом для литографии служит не металл и не дерево, а специальный литографский камень - род очень плотного известняка.
На особым образом отшлифованном литографском камне (обычно он почти белый) рисуют, как на бумаге, жирными черными карандашами. Жирные карандашные следы в процессе травления мешают кислоте реагировать с камнем. В тех же местах, где камень остался незачерненным, в результате взаимодействия с кислотой он становится пористым и, как губка, впитывает воду. Когда на литографский камень наносят краску, она пристает к нему в жирных местах, а к пропитанным водой участкам - нет. Эти участки оставляют бумагу неокрашенной.
Литография печатается так же, как и офорт, и собственно гравюра.
В литографии можно пользоваться и пером, и кистью, и карандашом, можно соскребать и переделывать любую часть рисунка, добиваясь большей выразительности.
Великим мастером литографии был французский художник Оноре Домье, живший в XIX веке.
Сатирические рисунки, в которых Домье высмеивал короля, буржуазию и чиновников, печатались литографским способом. Вы, возможно, видели рисунки художника Е.А. Кибрика к повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» - они выполнены в литографской технике.
Графика играет очень важную роль в нашей повседневной жизни. Картины и скульптуры помещены на выставках и в музеях, а произведения графического искусства встречаются нам повсюду. Иллюстрации в книгах и журналах, плакаты на стенах домов, этикетки на пищевых продуктах - все это создано художниками-графиками.
Настоящим художником-графиком может стать тот, кто хорошо рисует и вдобавок обладает трудолюбием и настойчивостью.
А.А. Гастаев; гл. ред. М.В.Толстиков