ВСЕ СТАТЬИ


НА ГЛАВНУЮ



КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР


   Во второй половине XVIII - начале XIX века широкое распространение в России получают крепостные театры. Почти в каждой богатой помещичьей усадьбе были собственные театры, где устраивались оперные, балетные, драматические спектакли крепостных актеров. Наибольшей известностью пользовались крепостные театры графа Н.П. Шереметева. В подмосковных имениях Шереметевых - Кускове и Останкине - были построены специальные здания для спектаклей.

   Останкинский театр, строение которого сохранилось до наших дней, был создан в конце XVIII века крепостными архитекторами А.Ф. Мироновым и Н.И. Аргуновым - сыном известного крепостного художника - с участием иностранных архитекторов. По размерам и по красоте он не уступал современным ему крупнейшим театрам Западной Европы. Большой с зелено-голубой отделкой зал на 250 мест мог быть использован как парадное помещение для торжественных приемов. По фасаду здания и по краям зала стоят колонны, придающие строению торжественный вид.

   В антрактах высокопоставленные гости разглядывали картины, гравюры, скульптуры, размещенные в галереях и фойе.
   Спектакли обставлялись пышно и богато. Особенно хорошо была поставлена «машинерия» театра - устройство сцены, приспособления для различных зрительных, световых, звуковых и прочих эффектов. Ею руководил талантливый крепостной механик Ф.И. Пряхин.

   В состав труппы Останкинского театра включая портных и парикмахеров, входило до 200 человек. Сам граф Н.П. Шереметев, несмотря на превосходное образование, незаурядный ум, увлеченность искусством, всегда оставался суровым крепостником. Задумав создать первоклассный театр, он не останавливался ни перед чем: отбирал у крестьян детей для театра, содержал своих артистов впроголодь, применял к ним всякие наказания.

   Особым успехом пользовались на сцене его театра оперы: «Самнитские браки» Гретри, «Ифигения в Тавриде» Глюка, произведения русских композиторов: комическая опера А.А. Аблесимова «Мельник, колдун, обманцик и сват», опера И.А. Козловского «Взятие Измалила», комедия А.Д. Кольева «Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмарка», а также балеты на классические темы. Это был театр со смешанным репертуаром, и крепостные актеры должны были выступать в спектаклях любого жанра.

   Однако возникший по барскому капризу театр не просуществовал и 10 лет. Граф забросил эту наскучившую ему забаву, а многих актеров сделал лакеями и скороходами.

   Крепостной театр дал ряд превосходных артистов. П.И. Ковалева-Жемчугова (1768-1803) - крепостная Шереметевых - была изумительной певицей и выдающейся драматической актрисой. Ее игра, полная задушевной грусти и неотразимого обаяния, привлекла всеобщее внимание, когда девушке не было еще 14 лет. По свидетельству современников, особенно ей удавались образы страдающих героинь, переживания которых очень хорошо были знакомы крепостной актрисе.

   Другая замечательная актриса Останкинского театра - танцовщица Т.В. Шлыкова-Гранатова (1773-1863). Она блестяще исполняла главные партии почти во всех балетах, которые ставились на сцене театра, с успехом пела в операх и выступала в драматических спектаклях.
    Известны и другие театральные коллективы крепостных артистов, например театр помещика П.В. Есипова в Казани (начало XIX века). Балет итальянской оперы в Москве состоял из крепостных танцовщиц рязанского помещика Г.П. Ржевского.

   Отдельные предприимчивые помещики, стремясь с выгодой для себя использовать артистические дарования своих крепостных крестьян, организовывали платные спектакли. Князь Н.Г. Шаховской в 1798-1827 годах владел в Нижнем Новгороде театральным зданием, где было 377 зрительных мест (ложи, кресла, партер, галерея).

   Крепостной театр издавна стал поставщиком актеров для профессиональной сцены. Так, в 1806 году дирекция казенных театров приобрела у помещика Ф.Ф. Столыпина целую труппу крепостных актеров, вошедших в состав московского театра. Сыном крепостного актера был великий трагик П.С. Мочалов (1800-1848). Известной актрисой Малого театра стала крепостная по происхождению Никулина-Косицкая (1829-1868) - первая исполнительница роли Катерины в «Грозе» А.Н. Островского. Из крепостного театра вышел получивший всенародное признание великий актер-демократ М.С. Щепкин (1788-1863).

   Многочисленные воспоминания о крепостном театре свидетельствуют о том, какому унижению и издевательствам подвергались крепостные актеры, на лицах которых под гримом и пудрой порою просвечивали синяки от побоев. Жестокость помещиков, унизительная зависимость от барской прихоти и произвола делали участь крепостных актеров черезвычайно тяжелой.

   Передовые деятели литературы и искусства резко выступали против ужасного произвола, господствовавшего в крепостном театре. А.И. Герцен, использовав устный рассказ М.С. Щепкина о гибели крепостной актрисы, создал драматическую повесть «Сорока-воровка». Судьбе крепостной актрисы и художника посвящен рассказ Н.С. Лескова «Тупейный художник», повествующий о подлинных событиях в крепостном театре помещика С.М. Каменского в г. Орле.

А.Я. Альтшуллер; гл. ред. М.В.Толстиков


В НАЧАЛО


НА ГЛАВНУЮ





Развлечение, досуг, отдых  казино, игорные дома, бары, рестораны, музей, кинотеатры, музеи, дискотеки, бани, сауны, отели, гостинницы, ночные клубы, театры Екатеринбурга Casino, bar, museum, amusement, rest home, leisure, restaurant, cinema, movies, pictures, night-club, bath house, sauna, hotel, theatre in Russia and Ekaterinburg



Развлечение, досуг, отдых  казино, игорные дома, бары, рестораны, музей, кинотеатры, музеи, дискотеки, бани, сауны, отели, гостинницы, ночные клубы, театры Екатеринбурга Casino, bar, museum, amusement, rest home, leisure, restaurant, cinema, movies, pictures, night-club, bath house, sauna, hotel, theatre in Russia and Ekaterinburg казино екатеринбург, cazino, kazino, игорный дом, игорные дома, отдых, досуг, развлечение, Russian casino, Марина, крупье театр, филармония, Мольер, комедия, трагедия, водевиль,театральные жанры, классицизм, актер, Шекспир, опера, балет, theatre, Екатеринбург Музей, галерея, выставка, областной ,государственные музеи, искусство, история, писатель, муниципальный, Свердловск, салон, Екатеринбург, museum, show, gallery, exhibition, Russian, Ekaterinburg, muzeum кинотеатр, Екатеринбург, кино, киноискусство, кинооператор, кинофильм, кинорежиссер, актер, композитор, история, Чаплин, актер, cinema, movies, pictures, Гриффитс, художник ночной, эротический, клубы, дискотека, развлекательный, центр, Екатеринбург, Свердловская, Россия, night, club, Ekaterinburg, Russia, эротика, Маргарита, Малышева

ВСЕ СТАТЬИ:



ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЮБОГО ФРАГМЕНТА, ССЫЛКА НА
ПЕРВОИСТОЧНИК, ТО ЕСТЬ НА "http://www.ur911.narod.ru/" ОБЯЗАТЕЛЬНА.

«МИР ТЕСЕН» ГОСПОДА

Copyright © 2007

Используются технологии uCoz