ВСЕ СТАТЬИ |
НА ГЛАВНУЮ |
Первого сентября 1817 года в московском театре в роли Полинника в трагедии В.А. Озерова «Эдип в Афинах» дебютировал семнадцатилетний актер Павел Степанович Мочалов. Успех он имел огромный. Его отец - Степан, выходец из крепостных, был выдающимся трагическим актером, но скоро слава сына далеко затмила отцовскую. В середине 30-х годов XIX века игра замечательного артиста оказалась в центре внимания всей передовой России. В.Г. Белинский посвящал ему восторженные статьи, им восхищался А.И. Герцен, позже писавший: «Щепкин и Мочалов - без сомнения два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжение 35 лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России». В мрачную эпоху, наступившую после поражения восстания декабристов, когда передовые, свободомыслящие люди подвергались преследованию, когда фактически руками царских палачей были убиты А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Мочалов создавал образы страстных бунтарей, призывавших не подчиняться произволу, вступавших в борьбу с миром деспотизма и рабства. За свою жизнь Мочалов сыграл много различных ролей, но лучшие из них он создал в трагедиях Шекспира. Особенно знаменательным было его выступление в роли Гамлета. «Вдруг Мочалов одним львиным прыжком, подобно молнии, со скамеечки перелетает на середину сцены и, затопавши ногами и замахавши руками, оглашает театр взрывом адского хохота... Нет! если бы, по данному мановению, вылетел дружный хохот из тысячи грудей, слившихся в одну грудь, - и тот показался бы смехом слабого дитяти в сравнении с этим неистовым, громовым, оцепеняющим хохотом, потому что для такого хохота нужна не крепкая грудь с железными нервами, а громадная душа, потрясенная бесконечною страстию... Исполнение Мочаловым роли Гамлета приобретало в обстановке тех лет большое социальное значение. Оно было с восторгом встречено передовой частью общества и резка недоброжелательно со стороны реакционных кругов. Мочалов, говоря словами Белинского, придал Гамлету «гораздо более силы и энергии, нежели сколько может быть у человека, находящегося в борьбе с самим собою и подавленного тяжестью невыносимого для него бедствия...» Гамлет-Мочалов боролся не за престол; его муки и сомнения рождались не от слабости воли. Наоборот, мочаловский Гамлет был сильный и волевой человек. Идеальное представление его о мире и людях приходит в резкое противоречие с обманом, предательством и насилием, господствующими при дворе датского короля Клавдия. Гамлет отстаивает человеческое достоинство, идем добра и справедливости. В неравной борьбе с окружающей его подлостью и злом он гибнет, но побеждает. В пьесах Шекспира Мочалов, кроме того, сыграл Отелло («Отелло»), Лира («Король лир»), Ромео («Ромео и Джульетта»). Особенно интересно было исполнение русским трагиком роли Ричарда III артист показал злодея-властолюбца, попирающего все нормы человечности и потому обреченного на одиночество и гибель. К числу лучших ролей Мочалова относятся также и образы героев Шиллера: Карл и Франц Моор («Разбойники»), Фердинанд и музыкант Миллер («Коварство и любовь»), Дон Карлос («Дон Карлос»), Мортимер («Мария Стюарт»). Мочалов актер-романтик. С огромной силой он раскрывал образ человека, защищающего высокие идеалы гуманизма и справедливости. Герои Мочалова-актера звали к подвигу, к борьбе с реакцией, пробуждали веру в будущее. Мочалов был актером богатой интуиции, обладал яркой творческой фантазией, потрясающей способностью к сценическому перевоплощению. Ю.А. Дмитриев; гл. ред. М.В.Толстиков |
В НАЧАЛО |
НА ГЛАВНУЮ |
Copyright © 2007