Давайте постараемся представить себе, как выглядела старинная изба на русском Севере, где-нибудь в Вологодской или Архангельской губернии, в XIX - начале XX века. Деревянное крыльцо. Над ним резной шатер, сбоку узорные перила из точеных столбиков. Кленовые сени через низкую дверь ведут в просторную горницу. В ней налево - печь с полатями, полочками и шестками; направо - широкая лавка, а впереди - длинный дубовый стол на пузатых точеных ножках, похожих на глиняные кувшины.
На столе стоят вырезанные из дерева чудесные предметы в виде уточек, лебедей, коней. Они покрыты блестящим слоем олифы и расписаны красной и зеленой краской. Уточка - это резная деревянная солонка. А рядом большая жар-птица с деревянным хвостом, она наполнена сладким напитком, сваренным из меда. Такой ковш называется скобкарем. На хозяйке дома белая холщовая рубаха, расшитая красными нитками по вороту и на плечах: в тончайших узорах повторяются звездочки, птички в квадратах, елочки, причудливые всадники. Поверх рубахи надет синий сарафан из холста, на котором яркими масляными красками изображены оранжевые гроздья рябины, желтые ромашки и птички. Хозяйка за работой - в руках у нее вырезанная из доски прялка, которая украшена узорами в виде кругов, гребенчатых рядов, треугольников.
Все это сделано руками хозяина и хозяйки дома. Хозяин вырезал и выточил предметы из дерева, украсил наличниками избу, хозяйка ткала, окрашивала холсты, вышивала. Они занимались этим дома в свободное от полевых работ время. Каждую вещь они выполняли с любовью, стремясь украсить ежедневно используемые в хозяйстве предметы яркой росписью или кружевом деревянной резьбы.
Вплоть до сегодняшнего дня живут самые древние изделия русского народного искусства.
Рассматривая в музее образцы народной резьбы, росписи, вышивки, керамики, невольно вспоминаешь русские сказки. Как и в сказках, здесь встречаются выдуманные персонажи: конь с двумя головами, птица Сирин, русалки, невиданные цветы и деревья, которых не бывает в действительности.
В сказках всегда много волшебной яркости, смелого преувеличения. Так и в народном искусстве: ярко украшены, пестро расписаны кони, куклы-матрешки, коричнево-оранжевые медведи из дерева, зеленые петухи из глины. Они не всегда похожи на настоящих животных и людей, но очень нарядны и красивы. Как и в сказках, в этих игрушках много смешных, забавных деталей и метких, остроумных наблюдений.
У каждого народа есть свое собственное поэтическое и изобразительное творчество. Например, в сказках Китая герои совсем другие, чем в русских сказках. И в изобразительном народном искусстве Китая: в вышивке, резьбе по дереву и кости, в рисунках на тканях - встречаются совсем другие образы - волшебные драконы, единороги и рыбы, птицы-фениксы, цветы лотоса и сливы.
Сказки и искусство народов Африки изобилуют образами тех животных, которые водятся в тропических лесах и саваннах. Это носороги, жирафы, львы, обезьяны и змеи. В индийском народном искусстве часто встречается изображение слона. А сколько интересного можно найти в творчестве народов Севера, Сибири и Дальнего востока! В маленьких, вырезанных из кости фигурках животных, рисунках на берестяных дощечках, узорах ковриков из меха и на бубнах шаманов отражается весь этот край, его ледяные поля и торосы, оленьи стада и охота на тюленей. На моржовых клыках талантливые чукотские мастера изображают с большой наблюдательностью целые сцены охоты, ловли кита или рубки леса. Их мастерство совершенствуется и в наши дни.
Со времен глубокой древности человек чаще всего использовал для своих творений местный природный материал. На Севере добывали моржовую кость, поэтому в народном искусстве чукчей, ненцев преобладают костяные изделия. Север Европейской части (бывшие Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) всегда был богат лесами. Эти районы славились традицией деревянной резьбы - украшениями на избах, предметах обихода и мебели.
Узорные ковры из шерсти, вытканные жителями Кавказа и Средней Азии, напоминают цветущий сад. Кочевые народы (киргизы, туркмены, таджики), чтобы покрывать пол и стены своего жилища - юрты, делали цветные войлочные кошмы, белые с синими или красными узорами в виде рогов барана, бегущих оленей.
В Грузии и Дагестане с древних времен для хранения вина и воды делали большие глиняные сосуды, а на Украине их лепили в виде животных - медведей, баранов, уток.
Каждый народный художник, создавая тот или иной предмет, вкладывал в него свое понимание красоты, свои представления о природе родной страны. Поэтому, знакомясь с народным искусством разных стран, мы как будто совершаем «кругосветное путешествие».
Народному искусству разных народов при всех различиях свойственна определенная общность. Народный художник всегда владеет материалом, умеет раскрыть его красоту - будь то береста, корневище дерева, цветные прутья, глина, солома, бамбук. Он владеет тонким чувством пропорции.
Орнамент всегда гармонически распределяется по поверхности предмета, подчеркивает форму деревянной статуэтки, силуэт глиняного кувшина или кружки.
Узор всегда связан с вещью, которую он украшает, линии его певучи, масштаб отдельных узоров соответствует общей форме изделия. Предметы обихода (деревянная, чаша, солонка и т.д.) нельзя отделить от обстановки жилища и других предметов в нем. Одежда связана с живым человеком, пропорциями его фигуры.
Много талантливых народных мастеров работает и в наше время. По всему миру широко известны вологодские и кировские кружевницы, палехские мастера лаковой миниатюры, талантливые резчики по дереву - игрушечники Богородска, косторезы из Холмогор, украинские ковровщицы и гончары, узбекские вышивальщицы и резчики по камню.
Многие народные мастера объединены в художественные артели. В их произведениях появились теперь новые темы. Кружевницы и вышивальщицы делают к юбилейным датам большие занавесы с эмблемами. В резьбе по дереву и кости, в росписях на лаковых шкатулках распространено много разного.
Наряду с этим в народном искусстве продолжает жить сказочная тематика. Мастера Палеха изображают битвы прославленных былинных богатырей, создают иллюстрации к «слову о полку Игореве», к сказкам А.С. Пушкина, сказам П.П. Бажова.
Значение народного искусства в том, что оно глубоко демократично и массово. Ведь оно не просто слагается из творчества отдельных талантливых умельцев, а представляет собой коллективное искусство народа той или иной страны.
Мастерство, навыки обработки материалов передавались от поколения к поколению, развивались, в течение веков они совершенствовались, обогащались новыми приемами. Поэтому народное искусство разных стран - подлинная сокровищница мировой художественной культуры.
И.А. Алпатова; гл. ред. М.В.Толстиков