ВСЕ СТАТЬИ |
НА ГЛАВНУЮ |
Среди многих видов искусства, горячо любимых народом, особое место в истории русской культуры занимает искусство оперного театра. Всемирное значение приобрело русское оперное искусство в XIX веке. В эту эпоху великий Глинка пишет «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу», Мусоргский - «Бориса Годунова», рождаются замечательные оперы Чайковского, Римского-Корсакова и других. Однако долгие годы эти великие произведения, гордость русской национальной музыки, почти не появлялись на сцене императорских оперных театров. Бездарные чиновники, управлявшие театрами, предпочитали ставить оперы иноземных композиторов, часто поверхностные и легковесные. Нужен был новый, национальный оперный театр, не связанный тупым, казенным царским управленческим аппаратом. Таким театром в России на рубеже ХХ столетия стала частная опера Мамонтова. Ее организатор, известный деятель русского искусства Савва Иванович Мамонтов, решил создать театр с исключительно русским оперным репертуаром. В мамонтовскую оперу привлекались лучшие творческие силы - певцы, музыканты-дирижеры. В создании спектаклей принимали участие замечательные художники, такие, как Серов, Поленов, Врубель, Коровин, Головин, составившие в будущем славу русской декоративной и станковой живописи. Лучшие представители русского общества с огромным удовлетворением встретили появление нового, подлинно национального оперного театра. Родился Шаляпин в Казани в семье мелкого служащего. Детство его было безрадостным. Федя Шаляпин работал учеником у сапожника, токарем, переписчиком бумаг. Но уже с юношеских лет его неудержимо влекло к искусству. Он пел в архиерейском хоре, участвовал в оперных спектаклях как статист и хорист. Потом ему начали поручать небольшие партии. Потянулись годы странствий по городам России. Наконец, Петербург - Мариинский театр. Но признание и слава к Шаляпину пришли не на сцене императорского оперного театра в Петербурге, а в Москве, в опере Мамонтова, угадавшего в нем великого артиста. Ф.И. Шаляпин был самородком, подлинным сыном русского народа. Он был наделен от природы прекрасным по тембру голосом бас, способным передавать тончайшие душевные движения. Умело пользуясь своими редкими талантами, Шаляпин создал целую галерею гениальных образов-характеров оперного и концертного репертуара. Своим появлением Шаляпин сразу же опрокинул царившую на оперных подмостках рутину и внес в искусство оперного пения нечто новое, чем до него не обладал ни один, даже самый выдающийся оперный артист. Это новое заключалось в достигнутой Шаляпиным полнейшей гармонии между музыкальной характеристикой образа и психологическим содержанием. Голос Шаляпина был настолько богат разнообразными звуковыми красками, что его можно сравнить с бесконечной гаммой красок, которой располагает палитра великого живописца. Шаляпин свободно владел этой «звуковой палитрой», тонко пользуясь богатейшими оттенками своей музыкальной речи. Шаляпинская стихия - это стихия крупных мазков в сочетании с изумительной, филигранной отделкой каждой музыкальной фразы. Великий певец впервые воплотил на сцене открытую Мусоргским поразительную по богатству интонаций речетативную форму музыкальной декламационной речи, поднял ее звучание до вершин величайшей шекспировской трагедии. Появление Шаляпина на оперной сцене имело огромное значение еще и потому, что в русском классическом оперном репертуаре, как ни в одном другом, такие басовые партии, как Иван Сусанин, Руслан, Иван Грозный и особенно Борис Годунов, наделенные сложными психологическими чертами, играют центральную, главенствующую роль. Благодаря выдающемуся исполнению Шаляпина эти роли, как и многие другие, стали раз и навсегда ведущими партиями классического русского оперного репертуара. Как не похожи друг на друга созданные Шаляпиным образы! Царь Борис и Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Досифей («Хованщина» Мусоргского), Сусанина («Иван Сусанин» Глинки), Владимир Галицкий («Князь Игорь» Бородина), Иван Грозный («Псковитянка» Римского-Корсакова), Мефистофель («Фауст» Гуно) и многие другие партии оперного репертуара, создавшие всемирную славу русскому оперному искусству. Уже на репетициях Шаляпин полностью перевоплощался в создаваемый им образ. Репетируется сцена из оперы «Борис Годунов» - венчание Годунова на царство в Москве. Борис-Шаляпин выходит из Успенского собора. Он без грима и театрального костюма. Но это уже не Шаляпин - это царь Борис Годунов. Сколько гордости, величия и непреклонной воли в его фигуре, лице, руках. В каждой опере Шаляпин участвовал не только как артист, но и как режиссер. Исполняя свою партию, он следил и за исполнением других актеров, по-товарищески помогая советом. При всей своей природной могучей одаренности Шаляпин никогда не полагался только на нее. Его искусство - результат огромной работы, большой требовательности к себе и окружающим, постоянных поисков все новых и новых средств выразительности, глубочайшего проникновения в создаваемый образ. Великий русский певец и артист Федор Иванович Шаляпин оставил неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. Имя Шаляпина известно всему человечеству, и сегодня мы с гордостью можем вспомнить слова Максима Горького: М.О. Рейзен; гл. ред. М.В.Толстиков |
В НАЧАЛО |
НА ГЛАВНУЮ |
Copyright © 2007