ВСЕ СТАТЬИ


НА ГЛАВНУЮ





СОВЕТСКОЕ КИНО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

   В царской России, как и в других капиталистических странах, киноискусство, служило прежде всего средством обогащения предпринимателей. Экран в основном заполняли детективные (приключенческие) картины, пошлые драмы и романы.
   Прогрессивные устремления передовых мастеров дореволюционного киноискусства в России всячески подавлялись кинодельцами, цензурой, реакционной прессой.
   И все-таки лучшие представители русского киноискусства даже в этих тяжелых условиях сумели внести значительный вклад в развитие мирового кинематографа. Русское киноискусство выдвинулось на одно из первых мест в мире. Режиссеры А.А. Протазанов, Б.М. Сушкевич, В.Р. Гардин, творчески используя в своих фильмах опыт передового русского театра, много работали с актерами, стремились развивать реалистические традиции. Широкую известность в то время получили талантливые актеры И.И. Мозжухин, О.И. Рунич, В.Г. Орлова и другие.
   Еще в 1907 году Владимир Ильич Ленин говорил, что киноискусство в руках капиталистов приносит больше зла, чем пользы. Могущественным средством просвещения оно явится лишь тогда, когда станет достоянием народа. Это блестяще подтвердилось после Великой Октябрьской революции, когда кинопромышленность была передана в руки трудящихся.

   Днем рождения советского киноискусства считается 27 августа 1919 года. В этот день В.И. Ленин подписал Декрет о национализации кинофотопромышленности, т.е. о переходе кинематографа из рук разных хазяйчиков в руки молодого советского государства.

   Главная линия советского киноискусства 20-х годов была определена в революции XIII съезда партии, где указывалось, что кино должно быть средством коммунистического просвещения и агитации.
   Советские киноработники поставили перед собой такие задачи, которых не знал буржуазный кинематограф. В своих произведениях они хотели отразить революционную борьбу масс, великие события эпохи, главным участником и героем которых был народ. Именно поэтому лучшие фильмы молодого советского киноискусства приобрели огромную, ранее неведомую силу художественного воздействия. Они встретили восторженный прием у наших зрителей и зрителей тех зарубежных стран, куда им удавалось проникнуть через цензурные рогатки. Первыми такими фильмами были «Броненосец Потемкин» режиссера С.М. Эйзенштейна и «Мать» В.И. Пудовкина.
   В этих фильмах сказалось влияние передовых традиций русского революционного искусства, в частности творчества Горького и Маяковского. С исторической достоверностью и революционным пафосом показана в них борьба русского народа с царским самодержавием. Кинокартины Эйзенштейна и Пудовкина и у нас в стране, и за рубежом имели огромный успех. Американская Академия киноискусства признала «Броненосец Потемкин» лучшим фильмом 1926 года, а на Парижской выставке искусств он получил золотую медаль. Американский критик Дэвид Платт писал в то время, что начиная с «Броненосца Потемкина» кинематограф перестал быть балаганом.
   Свидетельством расцвета культуры народов СССР явились такие произведения национальных киностудий, как «Арсенал» (1929) и «Земля» (1931), поставленные А.П. Довженко на Украине, «Намус» (1925) А.И. Бек-Назарова в Армении; «Элисо» (1928) Н.М. Шенгелая и «Хабарда» (1931) М.Э. Чиаурели - в Грузии.
   Началось триумфальное шествие советских фильмов по экранам всего мира. Произведения советского киноискусства стали образцами мастерства и идейной школой для наиболее передовых кинематографистов Запада.

   В начале 30-х годов в результате достижений советских и иностранных специалистов кино стало звуковым. Живое слово, музыка несказанно обогатили кинофильмы. Возникла необходимость тесного творческого содружества кинорежиссеров и авторов, работающих для кино. В эти годы для кино стали писать такие известные писатели, как А.Н. Толстой, В.В. Вишневский, Н.Ф. Погодин и другие.
   Звуковое кино неизмеримо повысило требования к актерам. Если при немом кино актер пользовался лишь внешними приемами, языком жестов и мимики, то слово углубило задачи актера, обогатило его выразительные возможности, сделало доступным раскрытие сложной духовной жизни персонажей фильма. Вошла в киноискусство, утвердилась и стала его необходимой составной частью музыка. С появлением первых звуковых фильмов многие композиторы прочно связали свою творческую жизнь с работой для экрана.
   Превосходную музыку к фильмам написали такие замечательные советские композиторы, как С.С. Прокофьев («Александр Невский», «Иван Грозный»), Д.Д. Шостакович («Встречный», трилогия о Максиме, «Встреча на Эльбе»), Д.Б. Кабалевский («Петербургская ночь», «Щорс», «Антон Иванович сердится»), И.О. Дунаевский («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»), Т.Н. Хреников («Свинарка и пастух», «Верные друзья») и другие.

   В 1934 году режиссеры Г.Н. и С.Д. Васильевы создали замечательный фильм «Чапаев» по одноименному роману писателя Д.А. Фурманова, бывшего комиссара Чапаевской дивизии. Фильм покоряет жизненной правдой, огромным революционным пафосом. Незабываем образ Чапаева - революционного полководца времен гражданской войны, - созданный актером Борисом Бабочкиным. Достоверность сюжета, высокий уровень актерского, режиссерского и операторского искусства - все это сделало «Чапаева» знаменем киноработников целой эпохи.
   «Чапаев» пользовался большой популярностью за рубежом, особенно в Испании во время гражданской войны.
   Известно, что каждая новая воинская часть испанских республиканцев, отправляясь на фронт, требовала показа «Чапаева». И часто здесь же, в зале кинотеатра, бойцы республиканской Испании давали клятву отстаивать свободу своей страны с таким же мужеством и бесстрашием, как бойцы-чапаевцы.

   В середине 30-х годов в советском киноискусстве наметилось некоторое изменение тематики. Если раньше создатели фильмов в первую очередь стремились воплотить на экране борьбу революционных масс с царизмом и контрреволюцией, то теперь в центре внимания был новый человек - строитель социализма. В фильмах 30-х годов - «Встречный» режиссеров Ф.М. Эрмлера и С.И. Юткевича, «Депутат Балтики» режиссеров А.Г. Зархи и И.Е. Хейфица, «Учитель» режиссера С.А. Герасимова - в радости и горе, в самой гуще жизни, в величественном труде первых пятилеток показаны простые советские люди. В этих фильмах отразились важнейшие и самые примечательные явления советской действительности: творческая инициатива рабочих, рост новой, советской интеллигенции, коллективизация в деревне.
   Советское киноискусство заговорило волнующим языком главных идей современности, дорогих и понятных всем трудящимся. Рассказать о современнике - это значило раскрыть глубины человеческой психологии, взгляды и чувства нового человека, передать его основные черты.
   Потоку развлекательной пошлости кинематографии старого мира советская кинематография противопоставила идею красоты труда, направленного на благо народа.
   Постановщики фильмов отличались разными творческими почерками, разными творческими замыслами, но все они одинаково стремились к правдивому раскрытию жизни своих героев. Это и определило успех наших лучших кинофильмов 30-х годов, дало возможность актерам создать живые и интересные образы. Такие замечательные по силе реализма, психологической достоверности и глубине обобщения образы создали выдающиеся актеры В.Р. Гардин, Б.А. Бабочкин, Б.П. Чирков, Н.К. Черкасов, М.М. Штраух, Н.А. Крючков, О.П. Жаков, В.П. Марецкая, Л.П. Орлова, Т.Ф. Макарова, М.А. Ладынина и другие.
   В эти же годы на экраны страны вышли фильмы, рассказывающие о великих исторических событиях первых лет существования Советской власти. В фильмах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), поставленных режиссером М.И. Роммом, образ великого вождя революции в исполнении актера Б.В. Щукина явился ярчайшим достижением актерского искусства.

   В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах советское киноискусство вместе со всем нашим народом встало на борьбу с фашизмом. Наиболее активно и своевременно откликалось на события тех дней документальное кино. На фронтах Отечественной войны работники документального кино: режиссеры, операторы - с честью несли звания бойцов и офицеров Советской Армии. С киноаппаратом, а где нужно и с оружием в руках сражались они с врагом на передовой, в составе партизанских частей проникали в тыл врага, участвовали в боевых действиях авиации и флота, несли все тяготы военной жизни. Многие из них пали смертью храбрых. Содружество писателей, деятелей художественного и документального кино дало ряд значительных произведений, составивших кинолетопись отечественной войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) режиссеров Л.В. Варламова и И.П. Копалина; «Битва за нашу Советскую Украину» (1943) режиссеров А.П. Довженко и Ю.И. Солнцевой; «Берлин» (1945) режиссера Ю.Я. Райзмана.
   Героическая борьба советских людей против захватчиков отразилась и в художественных фильмах И.А. Пырьева, Ф.М. Эрмлера, М.С. Донского, А.М. Роома.

   После Великой Отечественной войны возникли национальные кинематографии в Латвии, Эстонии и Литве, давшие целый ряд интересных фильмов.
   Большое идейно-воспитательное значение имела советская кинокомедия, которая отличалась реализмом, народностью, жизнерадостностью. Первые советские комедии были созданы в 20-х годах Я.А. Протазановым («Процесс о трех миллионах», «Праздник св. Иоргена», «Закройщик из Торжка» и др.), Б.В. Бартом («Девушка с коробкой») и другими. Позже в жанре комедии успешно работали Г.В. Александров и И.А. Пырьев.

   Киноискусство СССР получало горячее признание не только у советских людей, но и у миллионов зарубежных зрителей. Советские фильмы неоднократно удостаивались премий на международных кинофестивалях. Например только в 1958 году советские фильмы завевали премии на кинофестивалях в Каннах, Брюсселе, Карловых Варах, Мексике, т.е. везде, где они участвовали в творческом соревновании.
   Первой премии на кинофестивале 1959 года в Москве был удостоен замечательный фильм «Судьба человека», поставленный С.Ф. Бондарчуком.
   Являясь самым любимым искусством народа, самым важным, по словам В.И. Ленина, искусством современности, советское киноискусство стало средством воспитания масс, пропагандистом передовых идей века коммунизма, средством общения народов, замечательным помощником человечества в его борьбе за мир и творческое содружество наций.

С.А. Герасимов; гл. ред. М.В.Толстиков



В НАЧАЛО



Кадры из советских фильмов

«Ленин в 1918 году» (в роли В.И. Ленина артист Б.В. Щукин) «Белеет парус одинокий» «Пятнадцатилетний капитан»

«Ленин в 1918 году» (в роли В.И. Ленина артист Б.В. Щукин)

«Белеет парус одинокий»

«Пятнадцатилетний капитан»



«Петр I» (в роли Петра I артист Н.К. Симонов) «Чапаев» (в роли Чапаева артист Б.А. Бабочкин) «Дети капитана Гранта»

«Петр I» (в роли Петра I артист Н.К. Симонов)

«Чапаев» (в роли Чапаева артист Б.А. Бабочкин)

«Дети капитана Гранта»



«Учитель» (в роли учителя артист Б.П. Чирков) «Судьба человека» (в роли Андрея Соколова артист С.Ф. Бондарчук)

«Учитель» (в роли учителя артист Б.П. Чирков)

«Судьба человека» (в роли Андрея Соколова артист С.Ф. Бондарчук)




В НАЧАЛО


НА ГЛАВНУЮ





Развлечение, досуг, отдых  казино, игорные дома, бары, рестораны, музей, кинотеатры, музеи, дискотеки, бани, сауны, отели, гостинницы, ночные клубы, театры Екатеринбурга Casino, bar, museum, amusement, rest home, leisure, restaurant, cinema, movies, pictures, night-club, bath house, sauna, hotel, theatre in Russia and Ekaterinburg





ВСЕ СТАТЬИ:



ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЮБОГО ФРАГМЕНТА, ССЫЛКА НА
ПЕРВОИСТОЧНИК, ТО ЕСТЬ НА "http://www.ur911.narod.ru/" ОБЯЗАТЕЛЬНА.

«МИР ТЕСЕН» ГОСПОДА


Copyright © 2008-2009

Используются технологии uCoz