Искусство ваяния, или скульптура, относится к числу изобразительных искусств. Художник-скульптор, как и художник-живописец или график изображает окружающую его жизнь. Однако если художник-живописец или график изображает действительность на плоскости, создавая только иллюзию объема и пространства, скульптор из глины, мрамора, камня, дерева и других материалов создает объемные, осязаемые произведения искусства.
Статую или скульптурную группу, как правило, можно обойти кругом. В этом отношении, а также и по своей долговечности скульптура сближается с архитектурой.
У скульптуры как искусства есть свои особенности, свой круг сюжетов, связанный с возможностями и особенностями того материала, из которого создается скульптурное произведение.
Камень, например, не терпит большого количества отверстий и выступающих деталей, так как может расколоться, дерево ограничивает размер и форму статуи и т.п. Скульптура, установленная на площади, в парке или помещении, почти всегда становится композиционным, а подчас и смысловым центром ансамбля, в который она входит.
Например, памятник Пушкину на площади Пушкина в Москве одновременно доносит до нас образ великого поэта и является композиционным центром площади, входя как архитектурно-скульптурное сооружение в городской ансамбль.
Как правило скульптура должна быть «монументальна», то есть вызывать у зрителя ощущение значительности, величественности, торжественности изображаемого.
Прекрасный пример основных качеств скульптурного языка - широко известная группа выдающегося советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной «Рабочий и колхозница».
Во-первых, при всей динамичности фигур, при всем их могучем порыве композиция группы построена так, что фигуры прочно, незыблемо возвышаются на своем постаменте. Их не сдвинешь и не разрушишь прекрасное стройное здание, как бы динамично оно ни было по своей форме.
Во-вторых, пропорции фигур, их величавое движение, торжественно развевающиеся складки одежды, наконец, вдохновенные лица - все создает ощущение подлинной монументальности.
Скульптуру, как и всякое искусство, принято делить на роды, виды и жанры. Так различают два рода скульптуры: круглую скульптуру и рельеф, который в свою очередь делится на горельеф и барельеф.
Круглая скульптура (так называемые статуи), как правило, предполагает круговой обзор. Статуи ставятся в парках, на площадях и улицах или украшают здания.
Рельеф - настенное изображение. Если оно более чем на половину объема возвышается над плоскостью, его называют горельеф. В барельефе изображаемые фигуры и предметы теснее связаны с плоскостью и меньше выступают на ней, чем в горельефе.
Виды скульптуры различаются по ее назначению.
Монументально-памятниковая скульптура включает монументы, мемориальные сооружения, памятники и другие произведения. Цель их создания - увековечивать изображенное.
Монументально-декоративная скульптура служит украшением задний, садов, интерьеров, не претендуя, как правило, на серьезное идейное содержание.
Камерная скульптура - это всевозможные художественные произведения, цель которых украшать быт человека. Таковы небольшие статуэтки, бюсты, фигурки животных.
Прикладная скульптура - скульптурные произведения, орнаменты или детали, которые украшают предметы человеческого обихода: это пепельницы и подстаканники, настольные лампы и спортивные кубки, письменные приборы и радиоприемники и т.д.
Наконец, по своему содержанию вся скульптура делится на ряд жанров. Портретная скульптура посвящена изображению портретов людей. Анималистическая (от латинского слова, означающего «животное») - изображению животных. Бытовая, жанровая и историческая - изображению различных сцен и эпизодов человеческой жизни. Орнаментальная скульптура изображает те или иные орнаменты, гирлянды, цветы, маски.
О.В. Буткевич; гл. ред. М.В.Толстиков