НА ГЛАВНУЮ |
кинотеатр Екатеринбург cinema«ДОМ КИНО»ул. Луначарского, 137тел.: (343) 350-06-93www.kino.ural.ru |
киноцентр Екатеринбург> pictures«ЕКАТЕРИНИНСКИЙ»ул. Щербакова, 4тел.: (343) 336-36-36www.kino-center.ru |
кинотеатр Екатеринбург cinema«ЗАРЯ»ул. Баумана, 2тел.: (343) 334-22-65 |
развлекательный центр Екатеринбург movies«КИНОПЛЕКС»ул. Сулимова, 50тел.: (343) 378-49-51www.kinoplex.ru |
кинотеатр Екатеринбург cinema«КИНОМАКС-КОЛИЗЕЙ»ул. Ленина, 43тел.: (343) 371-08-28; 371-07-36www.ural-kinomax.ru |
киноконцертный театрККТ «КОСМОС»ул. Дзержинского, 2тел.: (343) 371-55-78; 371-66-90www.kosmos-e.ru |
кинотеатр Екатеринбург cinemaПремьер зал «ЗНАМЯ»ул. Кировоградская, 11тел.: (343) 327-32-93www.premierzal.ru |
кинотеатр Екатеринбург picturesПремьер зал «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ»ул. Бардина, 28тел.: (343) 232-02-04www.premierzal.ru |
кинотеатр Екатеринбург cinemaМультиплекс «САЛЮТ»ул. Толмачева, 12тел.: (343) 31-000-70www.kinosalut.ru |
кинотеатр Екатеринбург cinema«СОВКИНО»пр. Ленина, 45тел.: (343) 371-06-21; 371-50-76 |
кинотеатр Екатеринбург movies«ТИТАНИК-СИНЕМА»ул. 8 Марта, 46тел.: (343) 295-10-00; 295-11-11www.titanic-cinema-ekb.ru |
В НАЧАЛО |
НА ГЛАВНУЮ |
Киноискусство возникло после того, как в 80-90-е гг. XIX века изобретателями в различных странах мира - братьями Люмьер во Франции, Ж. Демини и М. Складновским в Германии, А. Самарским и И. Акимовым в России и другими - был создан аппарат, снимающий на пленку движущиеся объекты. Этот аппарат назвали кинематографом, от греческих слов «кинема» - движение и «графо» - пишу, т.е. «записывающий движение». Впоследствии такой аппарат стали называть кинокамерой и киноаппаратом, а под кинематографом, или кинематографией, теперь подразумевается кинопромышленность той или иной страны. В нее входят киностудии, где снимаются кинофильмы, заводы киноаппаратуры и фабрики кинопленки, научно-исследовательские институты, лаборатории, кинотеатры, прокат кинофильмов. Киноискусство - это искусство создания кинофильма, возникшее в результате слияния литературного, изобразительного, музыкального, актерского и режиссерского творчества. Это искусство коллективное, объединяющее труд художников разной специальности. Работа над фильмом начинается со сценария - особого вида художественной литературы. В сценарии детально разработано содержание будущего кинофильма, определено место и время действия событий, свидетелем которых будут зрители, даны портретные и речевые характеристики действующих лиц, диалоги... В соответствии с содержанием сценария подбираются актеры на роли героев фильма, готовятся костюмы, создаются кинодекорации, которые значительно отличаются от театральных. В них почти отсутствует элемент условности. Если пройтись по территории киностудии, то можно увидеть настоящие улицы современного города, старинные крепости, залы дворцов, деревенские избы, крытые соломой. Все это сделано с чрезвычайной тщательностью, потому что зоркий, с максимальной точностью фиксирующий каждую мелочь объектив кинокамеры легко выдает малейшую фальшь. Во главе коллектива, создающего кинофильм, стоит кинорежиссер. Его задачи и право необычайно велики и ответственны. Кинорежиссер должен обладать глубоким и разносторонним знанием жизни, изображаемых явлений, способностью к художественному обобщению этих явлений с передовых позиций. Профессия режиссера требует знания основ кинодраматургии, умения работать с актерами; чтобы руководить работой операторов, художников и гримеров, ему необходимо знать изобразительные искусства; он должен хорошо разбираться в музыке и в технической стороне производства фильмов. От инициативы, умения и способности режиссера увлечь за собой людей, с которыми он создает фильм, зависит успех или неуспех фильма у миллионов зрителей. Кинорежиссер должен определить правильное поведение героя фильма, убедить в этой правильности актера, играющего роль, и направить его творчество в соответствии с общим замыслом фильма. Снимает фильм на пленку кинооператор. Роль его в создании фильма также велика и ответственна. Он следит за распределением света и тени в кадре, находит наиболее выразительную «точку зрения» кинокамеры и передвигает ее так, чтобы сцена стала наиболее яркой и впечатляющей. Хотя кинорежиссер и кинооператор - хозяева на съемочной площадке, но зритель видит лишь актеров, перевоплотившихся в героев фильма. Поэтому-то и успех фильмов во многом зависит от актеров. Ведь это актеру, нашему современнику, иногда приходится жить жизнью человека средних веков или становиться человеком будущего. Ведь это он, человек сугубо мирной профессии, зачастую мчится в атаку с саблей наголо или лежит под разрывами бомб в полуразрушенном окопе. Это он в образе своего героя монтажника-верхолаза расхаживает по узкой балке на головокружительной высоте или лихо спускается с этой высоты по канату. В очень сжатые сроки актер должен многому научиться и многое понять. Иногда, подчиняясь воле режиссера, актер бесконечное количество раз делает одно движение, говорит одно слово, пока не найдет единственно верное движение, единственно правильную интонацию. И только это движение и слово видят и слышат зрители, даже не подозревая, какая кропотливая работа предшествовала быстро пролетевшему на экране кадру. Но зато актеров зритель помнит и знает. Именно актерам в случае успеха адресуются похвалы и благодарность зрителей. А ведь было бы справедливо вспомнить тут и кинорежиссера, и кинооператора. Из числа съемочного коллектива фильма необходимо еще особо выделить художника и композитора. Художник создает всю внешнюю обстановку действия, от декораций до костюма и грима героев. Композитор пишет к фильму музыку, которая подчеркивает и оттеняет драматизм или комизм отдельных моментов действия. В содружестве с поэтом им написаны песни, полюбившиеся Вам - зрителям. Многое зависит и от технических работников съемочного коллектива: осветителей, которые регулируют искусственное освещение, звукооператоров, записывающих звук, т.е. шумы, музыку, реплики актеров. Фильм снимается не с начала до конца, как мы его видим на экране, а отдельными кусками. Соединение этих разрозненных кусков в единое целое называется монтажом. Монтаж - чрезвычайно важная часть работы над фильмом. Она проводится сразу же после съемки режиссером вместе со специалистом-монтажером. Но вот огромная творческая работа, начатая писателем, продолженная режиссером и всем съемочным коллективом, завершена. Если художник вложил действительно важную, гуманную мысль в живые образы кинокартины, он найдет самый верный путь к сердцу и сознанию миллионов людей. Нет сильнее воздействия на чувства и мысль человека, чем воздействие живого примера. Города, деревни, горы, озера, леса - все разнообразие и богатство земли правдиво и художественно-выразительно воспроизводится в кино. Зритель как бы идет вслед за героями фильма, встречается с различными людьми, свободно переносится из одного действия в другое. Новый фильм готов, он может совершить путешествие по всему земному шару, заставить людей чувствовать и думать, негодовать и верить. Как же велика ответственность перед зрителем каждого из тех, кто вносит свой вклад в создание фильма, как почетна и важна деятельность работников киноискусства. С.А. Герасимов; гл. ред. М.В.Толстиков |
В НАЧАЛО |
На первом в мире публичном киносеансе в Париже в декабре 1895 года демонстрировали фильм «Выход с завода»; из ворот выходили мужчины и женщины, потом выезжали в экипаже хозяева, и сторож запирал за ними ворота. Вот и вся «кинокартина». Показывали тогда и «кинокомедию»: садовник поливает из шланга цветы; мальчишка незаметно наступает ногой на шланг, и вода перестает течь. Садовник, думая, что шланг засорился, заглядывает в отверстие, тогда мальчишка убирает ногу, и вода ударяет в лицо садовнику. Это «художественная картина» - «Политый поливальщик» - вызывала особенный восторг у публики, как, впрочем, все первые фильмы, которые снимал француз Л. Люмьер. Для зрителя было ново и необычно, что фотографии «оживают», движутся. В те годы техника съемки была очень проста. Съемочный аппарат устанавливался неподвижно, и все, что происходило перед ним, фиксировалось на пленке «с одной точки», как говорят кинематографисты, подобно тому как мы видим, когда сидим в театре и смотрим на сцену. Первое десятилетие ХХ века ознаменовалось бурным ростом кино во Франции, Италии, США. Правда, основную массу кинопродукции тогда составляли посредственные развлекательные фильмы. Во Франции кинодеятель Жан Мельес начинает производить трюковые съемки - всякого рода исчезновения и появления. Он снимает «призраков», летающих зверей, занимается экранизацией известных опер: «Фауст», «Севильский цирюльник». Особенно быстрыми темпами развивалась кинематография в США. За три-четыре дня американцы ухитрялись снимать целую картину. Это были в основном приключенческие фильмы, комедии и сентиментальные драмы, ничем не примечательные в художественном отношении. Среди американских кинорежиссеров того времени много сделал для развития киноискусства Д. Гриффитс. От творчески применил уже известный итальянцам прием съемки, состоявший в передвижении съемочной камеры. Камеру придвигали близко к актеру и снимали его крупным планом, т.е. так, что его лицо заполняло весь кадр, а затем склеивали с планом, снятым с более далекого расстояния («общий план»). Новый метод съемки давал возможность лучше рассмотреть актера, увидеть его игру. Как известно, кинопленка легко режется и склеивается. Эти ее свойства использовал Гриффитс. Сняв события, происходящие в разных местах, он склеивал пленку так, чтобы у зрителя создавалось впечатление непрерывности событий. В знаменитом фильме Гриффитса «Нетерпимость» события развиваются то в древнем Вавилоне, то в современной Америке, то во Франции времен короля Карла XI. Даже и внутри отдельных эпизодов Гриффитс показывал параллельное развитие действия. Например, мы видим, как невинно осужденного рабочего ведун на казнь, как его жена и адвокат с отменой приговора мчатся в автомобиле к тюрьме, чтобы остановить казнь. В наше время такой показ действия («параллельный монтаж») стал одним из основных, привычных приемов киноискусства, но в те годы он был большим и важным открытием. Для развития киноискусства немало сделали также итальянские кинематографисты. Это они первыми применили во время съемок искусственное освещение, подвижную съемочную камеру, стали строить из фанеры и дерева объемные декорации вместо рисованных, применявшихся раньше. Огромное влияние на передовое зарубежное кино уже позднее, в 20-е годы, стала оказывать гуманная и высокоидейная советская кинематография. Мировое признание получили фильмы, снятые замечательными советскими кинорежиссерами С. Эйзенштейном и В. Пудовкиным. После первой мировой войны в США недалеко от города Лос-Анджелеса, в Голливуде, вырос целый киногородок, где разместились многочисленные студии. Центр американской кинематографии - Голливуд - начал выпускать огромное количество фильмов с участием известных киноартистов: Мэри Пикфорд, Дугласа Фербенкса, Лилиан Гиш и переехавших в Америку Греты Гарбо, Конрада Фейда, Глории Свенсон и других. Европа не могла конкурировать с разбогатевшей в войне Америкой. Голливудские фильмы хлынули на экраны мира. В подавляющем большинстве своем это были слабые в художественном отношении, далекие от правды жизни картины. В них благородные миллионеры женились на бедных красавицах, звероподобных преступников преследовали элегантные сыщики, скакали на мустангах по прерии живописные ковбои. В 20-е годы всемирной известности достиг работавший тогда в США английский актер Чарлз Чаплин. Он создал образ неудачника и бродяги - доброго, жизнерадостного и, несмотря на свои неудачи и злоключения, неунывающего, по-своему счастливого, веселого и вместе с тем печального. Нет на свете страны, где не улыбался бы с экрана маленький трогательный человечек в котелке и больших башмаках, с тросточкой и усиками. Творчество Чаплина не только исключительно талантливо, оно глубоко демократично, близко народу. Именно этим и объясняется его успех. Замечательные фильмы Чаплина периода немого кино («Золотая лихорадка», «Пилигрим», «Малыш», «Парижанка» и др.) до сих пор идут на экранах всех стран и доставляют радость миллионам зрителей. На рубеже 30-х гг. в результате достижений иностранных и советских специалистов было создано звуковое кино. Наступил новый этап в развитии мирового киноискусства. В 30-е годы во Франции такие режиссеры, как Р. Клер, М. Карне, Ж. Ренуар, сценаристы Ж. Тревер, Ш. Спаак, артисты Ж. Габен, М. Морган, Д. Дарье и другие, создали ряд превосходных фильмов, отличающихся правдивым показом действительности, тонким изображением человеческих характеров. Герои этих кинокартин - простые люди. В Англии тех лет прославились биографическими фильмами режиссер А. Корда («Леди Гамильтон») и приключенческими детективными историями - А. Хигкок («Диверсия», «39 шагов»), выдвинулись талантливые артисты - Вивиан Ли, Лоуренс Оливье и некоторые другие. Кинематография США 30-х и начала 40-х годов наряду с выпуском в год до 500-600 ничем не примечательных по идейно-художественным качествам картин дала ряд значительных фильмов, созданных выдающимися режиссерами и актерами. Это «Тупик» и «Лисички» У. Уайлера, «Дилижанс» и «Гроздья гнева» Д. Форда. Немало сделали для развития киноискусства и американские актеры Поль Муни, Бет Дэвис, Генри Фонда и другие. С появлением звука в кино развился новый жанр - музыкальный фильм. В этом жанре заслужили славу артисты Дина Дурбин, Элеонора Пауэлл, Фред Астер. В 30-е годы Ч. Чаплин выступил уже не только как актер, но и как режиссер-сценарист. Его фильмы «Огни большого города», «Новые времена», «Диктатор» известны во всех странах мира. Особенно большим успехом пользовался фильм «Новые времена», в котором Чаплин выступает с резкой критикой «американского образа жизни», построенного на власти денег и собственной выгоде. В фильме «Диктатор» он гневно разоблачает Гитлера и фашизм. Если во время второй мировой войны и в первые послевоенные годы в США еще создавались интересные фильмы, то в период наступившей затем реакции, период «холодной войны» с Советским Союзом экраны наводнили человеконенавистнические или примитивные развлекательные фильмы. Чаплина изгнали из Голливуда, прогрессивных художников заносили в «черные списки», им не давали работы. Среди американских фильмов тех лет выделяются «Люди» и «Соль земли». Фильм «Люди» - это страстная обвинительная речь, направленная против ужасов войны. В фильме «Соль земли» рассказано о забастовке в рудниках цинкового треста. Около полутора лет продолжалась эта героическая борьба, окончившаяся победой горняков. В послевоенные годы молодые кинематографисты Италии стали создавать правдивые и поэтичные произведения, прославляющие простого трудящегося человека. Богатство его души и красота чувств, его чаяния и надежды - вот что составляло содержание фильмов таких выдающихся режиссеров, как В. де Сика («Похитители велосипедов»), Р. Росселини («Рим - открытый город»), Д. де Сантиса («Нет мира под оливами», «Рим в 11 часов»), Д. Кастеллани («Два гроша надежды»), Л. Висконти («Земля дрожит»), Н. Джерми («Машинист»). Новое итальянское кино выдвинуло целую плеяду талантливых артистов, таких, как А. Маньяни, М. Джиротти, Э. де Филиппо и другие. В 50-е годы появились новые высокохудожественные фильмы и во французском кино. Это «Битва на рельсах», «У стен Малапаги» Р. Клемана; «Плата за страх» К. Клузо; «Если парни всего мира» К. Жака. Их пафос - в защите законных прав человека на свободу, радость и счастье. Успеху французского кино в 50-е годы в немалой степени способствовали замечательные таланты выдающихся артистов Симоны Синьоре и Жерара Филиппа. Среди английских картин нужно отметить работы режиссеров Д. Лина («Короткая встреча», «Оливер Твист») и К. Рида («Козленок за два гроша», «Наш человек в Гаване»). Свое слово в мировом киноискусстве в 50-е годы сказали и страны Азии, особенно Китай, Индия и Япония. Молодая китайская кинематография выпустила ряд фильмов о народной борьбе за освобождение от гнета капиталистов и помещиков: «Дочери Китая» Лин Цзы-фын и Чжай Цань; «Стальной солдат» Чен Инь; «Седая девушка» Ван Бинь и Шуй Хуа и другие. В индийском кино привлекают своей искренностью и реализмом фильмы режиссера Б. Роя, рассказывающие о тяжелой жизни тружеников индийской деревни. Об ужасающем голоде говорит фильм «Дети земли» режиссера Аббаса. Перед зрителями проходят картины из жизни Индии того времени с ее роскошными экипажами, равнодушно проезжающими мимо ящиков мусора, возле которых бедняки дерутся с бродячими собаками за отбросы и объедки. Японское кино показало на экранах мира несколько замечательных картин: «Улица без солнца» С. Ямамото; «Дети Хиросимы» К. Синдо и другие. Японский фильм «Дети Хиросимы» вызвал у миллионов простых людей ненависть к поджигателям новой войны. М.С. Донской; гл. ред. М.В.Толстиков |
В НАЧАЛО |
НА ГЛАВНУЮ |
Copyright © 2007-2008