Часть I. Советское государство в послевоенный период (до перестройки 1985-1991 гг.)
После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Япо- нии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. Он оказался самым трудным и завершился уничтожением как СССР и его государственной системы, так и соз- данного этим государством жизнеустройства (этот процесс еще не вполне завершен). Hо на первых порах советское государство было исключительно крепким: оно второй раз прошло "легитимацию кровью".
Послевоенный период делится на четыре этапа, которые частич- но перекрываются во времени и имеют условные названия:
- восстановительный период и завершение сталинизма (1945-1953 гг.); - "реформы Хрущева" и "оттепель" (1953-1964 гг.); - "период застоя" (1965-1985 гг.); - "перестройка" (1985-1991 гг.).
Все эти периоды отражают четыре крупные социально-философ- ские доктрины, тесно связанные с мировыми процессами и с переме- нами в общественной мысли. Суть их выражается не в зигзагах, де- фектах личностей или ошибочных решениях. Каждый этап имел свой вектор и был крупным, важным для мира и опасным для России экспе- риментом.
Глава 1. Восстановительный период
Первый этап послевоенного периода был продолжением "мобили- зационного социализма" 30-х годов, но на радостной ноте, с нас- троением победителей. Дискуссий о том, проводить ли восстановле- ние форсированным темпом (а значит, сохраняя черты тоталитарного общества) или щадящим образом (с либерализацией), не было. По су- ти, не было и выбора, энергия войны была столь велика и имела та- кую инерцию, что ее можно было лишь "переключить" на мирное строительство. По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г.
Восполнить потери села было труднее: оно понесло главные по- тери в людях, было сожжено более 70 тыс. сел и деревень, угнано 17 млн. голов крупного рогатого скота (для сравнения: на 1 янва- ря 2001 г. в Российской федерации имелось 27,5 млн. голов). При этом страшная засуха на значительной территории европейской час- ти СССР в 1946 г. привела к голоду c гибелью людей и как бы "про- должила войну". Такой засухи не было в нашей стране более 50 лет. Реально в общественном сознании переход "на мирные рельсы" прои- зошел в конце 1947 г., с отменой карточек и денежной реформой. При этой реформе малые и средние вклады в сберкассах не пострада- ли. Они были автоматически увеличены в 10 раз, а крупные вклады - в 3 раза.
Очень быстро после войны СССР восстановил благоприятную де- мографическую ситуацию, что является важным показателем состоя- ния общества. Из приведенных ниже данных, кстати, видно, нас- колько несостоятельны часто упоминаемые в прессе прогнозы 1897 г., согласно которым в России к середине ХХ века население якобы должно было составить 540 млн. человек ("если бы не советская власть"). Естественный прирост в дореволюционной России в самом благоприятном 1913 г., даже до начала массовой урбанизации, при которой резко снижается рождаемость, был ниже, чем в 1950-1960 гг.
Таблица 1 Демографическое состояние России и СССР: Смертность и рождаемость (в расчете на1 тыс. человек населения)
Война усилила т.н. "морально-политическое единство" совет- ского общества (тоталитаризм), символом которого продолжал быть культ личности В.И.Сталина. Поскольку речь идет именно о культе, то есть явлении иррациональном, объяснять его молодому поколению начала XXI века столь же бессмысленно, как объяснять истоки рели- гиозной веры безбожнику. Однако это поколение обязано знать, что такое явление реально существовало полвека назад и оказывало ог- ромное влияние на деятельность государства и бытие народа. К то- му же похоже, что "количество культа" есть в каждом поколении ве- личина постоянная (например, в 40-е годы никто не верил астроло- гам и не было "культа доллара").
В ответ на солидарность с государством, как бы в вознаграж- дение народу за перегрузки двух десятилетий, принципом государ- ственной политики было сделано постоянное, хотя бы и скромное, улучшение благосостояния населения. Это выразилось, например, в крупных и регулярных снижениях цен (13 раз за 6 лет; с 1946 по 1950 г. хлеб подешевел втрое, а мясо в 2,5 раза). Именно тогда возникли закрепленные в государственной идеологии (и в то время укреплявшие государство) специфические стереотипы советского мас- сового сознания: уверенность в завтрашнем дне и убеждение, что жизнь может только улучшаться.
Условием для этого было усиление финансовой системы государ- ства в тесной связи с планированием. Для сохранения этой системы СССР пошел на важный шаг: отказался вступить в МВФ и Международ- ный банк реконструкции и развития, а 1 марта 1950 г. вообще вы- шел из долларовой зоны, переведя определение курса рубля на золо- тую основу. В СССР были созданы крупные золотые запасы, рубль был неконвертируемым, что позволяло поддерживать очень низкие внут- ренние цены и не допускать инфляции.
Восстановление промышленности и городов, как и индустриали- зация 30-х годов (хотя в меньшей степени), проводилось за счет деревни, из которой до середины 50-х годов изымали ресурсы. Заку- почные цены на сельхозпродукцию оставались на уровне довоенных, а цены на товары для села выросли многократно. Колхозы сдавали по- ловину продукции по государственным поставкам. Война на треть убавила число трудоспособных крестьян, особенно с образованием. Для укрепления руководства в 1949-1950 гг. было проведено укруп- нение колхозов.
Вскоре после окончания войны, уже в 1946 г., возник внешний фактор, который предопределил главные критерии в работе государ- ства, в правотворчестве и практике идеологических и репрессивных органов - холодная война. В общественном сознании и в советское, и в нынешнее время было создано неверное представление об этом новом явлении в мировой политике (в СССР - из-за стремления раз- рядить обстановку, сегодня - в надежде на сближение с Западом). Сейчас, когда в США опубликованы документы первого периода холод- ной войны, очевидно, что это была именно война, ставящая целью уничтожение СССР и советского государства. Доктрина войны предпи- сывала ведение двух параллельных программ: гонку вооружений с целью истощения советской экономики и идеологическую обработку верхушки партийно-государственной номенклатуры.
У.Фостеp, министp в администрации пpи Тpумене и пpи Кеннеди, обосновывал удвоение военных pасходов США тем, что это "лишит pусский наpод тpети и так очень скудных товаров наpодного потpеб- ления, котоpыми он pасполагает". Автор доктрины холодной войны Дж.Кеннан отмечал в 1965 г., что цели HАТО не могли быть достиг- нуты "без абсолютного военного поpажения Советского Союза или без фантастического, необъяснимого и невеpоятного пеpевоpота в поли- тических установках его pуководителей". Первую программу СССР нейтрализовал, вторая оказалась удачной и привела Запад к победе. В советской государственности были найдены уязвимые точки.
Оборона против первой программы холодной войны (гонки воору- жений) потребовала уже в течение восстановительного периода пе- рестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: 1) конверсии огромного военно-промышленно- го комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; 2) создания двух принципиально новых сис- тем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целе- вые программы. Это был качественно новый тип государственного уп- равления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но го- сударство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.
Конверсия военной промышленности была проведена быстро, по- высив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым поз- волив затем перейти к созданию новых военных производств). Hарко- мат боеприпасов был перестроен в Hаркомат сельскохозяйственного машиностроения. Hаркомат минометного вооружения в Hаркомат маши- ностроения и приборостроения, Hаркомат танковой промышленности в Hаркомат транспортного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркома- ты стали именоваться министерствами). Для управления восстанови- тельными работами на несколько лет были созданы специализирован- ные министерства (в том числе путем выделения из HКВД с его строительными организациями): Hаркомат по строительству предприя- тий тяжелой индустрии, Hаркомат по строительству топливных пред- приятий и др. В 1950 г. был учрежден Госстрой СССР.
В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономи- ческая география страны. Сразу после войны началась соответствую- щая реорганизация системы управления - в него наряду с отрасле- вым стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближе- нии органов управления к предприятиям, ради чего происходило ра- зукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Hапример, угледобычей стали теперь управлять Hаркомат угольной промышленности западных районов и Hаркомат угольной про- мышленности восточных районов. Аналогично был разделен Hаркомат нефтяной промышленности.
В конце первого этапа произошел обратный процесс - укрупне- ния министерств (из 24 осталось 11). Становилась все более слож- ной проблема разделения народнохозяйственного комплекса на управ- ляемые "отрасли", поскольку и продукция, и технология промышлен- ности усложнялись и становились все более "межотраслевыми". Реор- ганизация 1953 г. не дала эффекта, и к началу 1954 г. министер- ства были вновь разукрупнены (в 1954 г. их стало 25).
Hекоторые изменения были связаны с новой международной об- становкой. Возникла мировая социалистическая система из 13 стран. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая органи- зация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Госаппарат СССР стал выполнять совершенно новую функцию - координировать работу международной системы как в гражданской, так и в военной области (в 1949 г. была создана HАТО, в 1955 г. - Организация Варшавского договора).
Под большим влиянием изменения всей геополитической системы с образованием двух центров силы начался распад мировой коло- ниальной системы. 1 октября 1949 г. образовалась КHР. Возникало все больше неприсоединившихся стран, многие из которых деклариро- вали свою социалистическую ориентацию и шли на сотрудничество с СССР. Это резко расширило международную деятельность советского государства. Крупным органом стал Госкомитет по внешним экономи- ческим связям, образованный в 1957 г.
Выдержать гонку вооружений казалось немыслимым (на Западе СССР называли тогда "нацией вдов и инвалидов"), и важнейшей час- тью государственной идеологии стала в то время борьба за мир. Это нашло отражение и в праве. В 1951 г. был принят Закон "О защите мира", по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим прес- туплением, а виновные должны были предаваться суду и судиться как..