НА ГЛАВНУЮ |
В НАЧАЛО |
НА ГЛАВНУЮ |
Конечно, многие из Вас бывали в театре. У некоторых, наверное, есть даже свои любимые театры, спектакли и актеры. Но знаете ли Вы, что такое театр, как он возник, какую роль играл он в жизни людей всех эпох и всех стран? В далекие времена охотник, подстерегая зверя в лесной чаще, одевался в шкуру медведя или бизона, подражал их повадкам и голосам, Чтобы животное подпустило его поближе. При этом он становился как бы актером, но не для игры и забавы, а ради успеха своей охоты. В этом подражании видны первые ростки театральных представлений. В нем уже можно уловить зачатки будущего реалистического театрального искусства - воссоздание жизни и отношений людей определенной эпохи в обстановке, образах и действиях, близких к реальным. Чтобы создать образ героя, актер использует прежде всего речь. В речи особенно полно раскрываются мысли и взгляды человека. Но важнейшее средство создания театрального образа - это сценическое действие. Без него нет искусства театра. Сценическое действие - это не просто движение актера по сцене, но и умение раскрыть внутренний смысл каждого поступка героя, показать борьбу его чувств и мыслей. Однако до выхода на сцену актер проходит долгий и нелегкий путь к своему герою. Прежде всего он должен в своем сознании сам стать этим героем, внутренне в него перевоплотиться. Такое перевоплощение совершается постепенно. Актер тщательно отбирает детали поведения и характера того человека, которого предстоит сыграть в спектакле. Для этого ему необходимы острая наблюдательность, умение видеть и сохранять в памяти массу различных жизненных явлений - от крупнейших общественных событий до незначительных случаев и бытовых сцен. Кроме того, актер должен владеть приемами сценического мастерства, с помощью которого он сможет все прочувствованное и продуманное передать на сцене, донести до зрителя; артист должен уметь управлять мимикой своего лица, голосом, движениями, подобно тому как скрипач владеет скрипкой, а художник - красками и кистью. В спектакле обычно участвует много актеров. Все они работают над ролями по-разному, используя свои излюбленные приемы создания образа. Но если каждый актер будет играть, не считаясь с партнером, цельного спектакля не получится. Актеры будут мешать друг другу, заслонять один другого, тянуть в разные стороны, - как оркестр без дирижера. В театре задачи дирижера выполняет режиссер. Он объединяет и направляет весь творческий коллектив, занятый в постановке. Режиссер творчески работает над каждой деталью спектакля. Вместе с художником он разрабатывает декорации, костюмы и грим; с музыкантами подбирает музыку; с осветителями продумывает освещение всех картин и эпизодов. Но самое трудное и ответственно дело для режиссера - это постоянная работа с каждым актером и со всеми вместе на репетициях. А для этого ему надо трудиться над каждой ролью в пьесе не меньше актеров. Режиссер впервые появился в театрах Шекспира и Мольера. Эти великие драматурги, стремившиеся наиболее точно и глубоко раскрыть на сцене смысл своих пьес, сами работали с актерами. До этого и еще много времени спустя роль режиссера в театре выполняли то драматурги, которые большей частью и сами были актерами, то ведущие актеры, то весь актерский коллектив. Окончательно особенности режиссерского искусства определились лишь к концу XVIII века. Величайшими мастерами режиссерского искусства в начале ХХ века были К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов. Их творчество оказало огромное влияние на режиссерское искусство не только в нашей стране, но и за рубежом. Как бы ни были важны в театре внешнее оформление, музыкальное сопровождение и прочие элементы постановки, основной фигурой в ней всегда остается актер. Ведь именно актер передает зрителю мысли и чувства, владеющие его героем, заставляет любить его или ненавидеть, смеяться и плакать вместе с ним, волноваться за его судьбу. Только актер может внушить зрителям стремление подражать в жизни тому или иному герою, бороться с проявлениями эгоизма, трусости, злобы, лжи и т.д. В этом великая сила общественного, воспитательного воздействия театра. Театр стал таким, каким мы его знаем сегодня, сравнительно недавно. Он прошел длинный и сложный путь развития. Веками накапливался опыт актерского искусства и совершенствовалась театральная техника, складывался классический репертуар. Но какие бы изменения не переживал театр за десятки веков своего существования, неизменным оставалось одно его свойство: тесная связь с эпохой, с жизнью людей. И.К. Сидорина; гл. ред. М.В.Толстиков |
В НАЧАЛО |
Очень часто, расходясь после спектакля, зрители говорят: На этот вопрос ответить легко. Ведь каждый знает, что комедия - это веселая, смешная пьеса, а следовательно, и веселый, смешной спектакль. Трагедия - спектакль, в котором происходят какие-то очень напряженные драматические события. Водевиль - шутливый спектакль с куплетами. Такие ответы мы можем услышать от многих. Но если у этого же человека спросить, к какому жанру относится данный спектакль, то не исключено, что мы не получим ответа на свой вопрос. Использование определенного жанра позволяет отобразить отдельные стороны многообразной действительности, подчеркнуть те или иные ее особенности. Характер жанра во многом определяется также отношением автора к жизни, его мировоззрением. Жанры - это не застывшие навсегда формы театрального искусства. В разные эпохи общество предъявляло различные требования к одному и тому же жанру, и теоретики-драматурги выводили совершенно противоположные законы построения этого жанра. Так, в период классицизма в каждой трагедии должны были соблюдаться «три единства»: места, времени и действия. Действующими лицами в ней могли быть только боги, цари и герои. Тогда никто и не мог вообразить себе трагедии, где бы действовали простые люди, крестьяне, солдаты. Поэтому рождение драмы, пришедшей вместе с новым классом - буржуазией, явилось прогрессивным шагом в развитии драматургии. Каждый новый этап в развитии общества всегда приносил пересмотр существовавших ранее требований к искусству. Менялись представления об отличительных признаках того или иного жанра. Менялись законы драматургии. Шекспир, например, ввел в свои трагедии комедийные элементы, хотя по общепринятым в то время законам классицизма это было совершенно недопустимо. А Мольер в своих комедиях очень серьезно поставил многие важные проблемы. Например, в его «Тартюфе» обличение ханжества и лицемерия ведется с такой беспощадностью, что многие элементы пьесы выходят за рамки смешного. Законы, ограничивающие жанры друг от друга, определяли и четкое разделение актеров на трагиков и комиков. Актер определенного направления пользовался только теми сценическими приемами, которые диктовались ему законами жанра. «Высокое» искусство классицистической трагедии требовало преувеличенно яркого выражения чувств и переживаний. Поэтому актер-трагик не имел права на простоту и естественность речи, манер, поведения. На сцене он не говорил, а скорее декламировал свою роль. А исполнитель комической роли и своей речью, и каждым движением должен был смешить зрителя. Его игра служила для того, чтобы оттенить благородство чувств и поступков добродетельных героев. Большие актеры всегда ломали эти рамки. Они стремились в самых различных жанрах раскрыть глубину и правду жизни. В наши дни смешение комедийного и трагического встречается все чаще и чаще, так как стремление современных авторов отразить жизнь во всей ее полноте требует отказа от формальных жанровых границ. Поэтому теперь гораздо реже встречаются актеры, играющие пьесы только одного жанра. Драма - один из самых распространенных жанров современной драматургии и драматургии конца XIX века. К драмам можно отнести такие пьесы А.П. Чехова, как «Три сестры», «Иванов», «Дядя Ваня», «Чайка», пьесы М. Горького «Дети солнца», «Зыковы», «Таня», «Домик на окраине» А. Арбузова, «Ее друзья» В. Розова и многие другие. Трагедия - драматический жанр, для которого характерны острота и непримиримость изображаемого конфликта. В основе трагедии лежит такое столкновение характеров, страстей, принципов, за которыми стоит напряженная борьба общественных сил, обычно приводящая к гибели героев. Это относится к любой трагедии - будь то «Прометей» Эсхила, «Гамлет», «Отелло» Шекспира, «Егор Булычев» М. Горького, «Гибель эскадры» А. Корнейчука. Октябрьская революция породила к жизни новые жанры в советском театре. Появилась совершенно невозможная раньше «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Эта пьеса дала начало новому жанру трагедии, где, несмотря на гибель героев, неизбежно торжествует правое дело. В комедии также обязательно должно быть столкновение. Но это столкновение направлено на обличение и осмеяние лжи, фальши, нравственного уродства. Задачи комедии могут быть различны, как может быть различен и жизненный материал, на котором она строится, и отношение к этому материалу самого автора. Разновидностью комедии является и водевиль - это пьеса, в основу которой, как правило, положен анекдотический сюжет. Диалог в ней сопровождается куплетами, исполняемыми под музыку. В русских водевилях большое место занимала музыка, поэтому многие из них в начале XIX века назывались операми-водевилями. Великий русский поэт Н.А. Некрасов создал особый тип водевиля с острым социальным содержанием, характерный для России. Кроме этих основных театральных жанров, существует много второстепенных, рожденных в разные эпохи специфическими условиями жизни и интересов общества. И.К. Сидорина; гл. ред. М.В.Толстиков |
В НАЧАЛО |
НА ГЛАВНУЮ |
Copyright © 2007